Дополнительное образование. Робототехника

Управление образования Каменского района Пензенской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им.Н.Ф.Шлыкова с.Кевдо-Мельситово
Каменского района Пензенской области

Принята
педагогическим советом
МОУ СОШ им. Н.Ф.Шлыкова
с.Кевдо-Мельситово
Протокол № 1 от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Аракчеева А.А.
Приказ № 110-ОД
от «31» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Робототехника»

Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Колдашов Сергей Виктрович

с.Кевдо-Мельситово, 2024 г.
1

Содержание
Пояснительная записка .................................................................................................................. 3
Планируемые результаты .............................................................................................................. 5
Формы и методы контроля. Система отслеживания результатов освоения программы ........ 6
Учебно-тематический план ........................................................................................................... 7
Содержание программы................................................................................................................. 8
Календарный график образовательного процесса .................................................................... 13
Организационно-педагогические условия реализации программы. ....................................... 14
Список литературы для педагога ................................................................................................ 16
Список литературы для учащихся .............................................................................................. 16
Словарь терминов......................................................................................................................... 17

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Робототехника» имеет техническую направленность, модифицированная,
рассчитана на 1 год обучения. Уровень освоения программы – стартовый.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 17 лет и реализуется на базе
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы им.Н.Ф.Шлыкова с.Кевдо-Мельситово в объединении «Юный инженер».
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
- Письмом Минобразования РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ»;
- Устав МОУ СОШ им.Н.Ф.Шлыкова с.Кевдо-Мельситово;
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах в МОУ СОШ им.Н.Ф.Шлыкова с.Кевдо-Мельситово.
Актуальность программы в том, что обществу необходимы социально
активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Робототехника позволяет знакомить учащихся с точными науками и развивать
интерес к изобретательской деятельности и научно-техническому творчеству, что,
безусловно, актуально в наше время. Использование конструктора APPLIED
ROBOTICS является великолепным средством для интеллектуального развития
учащихся и дает возможность учащимся закрепить и применить на практике
полученные знания по дисциплинам: математике, физике, информатике, технологии.
Новизна программы заключается в использовании новых информационных
технологий, что способствует развитию информационной культуры и
взаимодействию с миром технического творчества.
Отличительная особенность
Программа разработана на основе программы «Робототехника «APPLIED
ROBOTIKS»» педагога дополнительного образования Локотковой О.А.
Принципы обучения
1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только
достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются
3

новейшие достижения науки и техники.
2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного
материала уровню общего развития обучающихся вданный период.
3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы учащиеся
могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
4. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является
воспитывающим, учащийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки,
но и развивает свои способности, умственныеи моральные качества.
5. Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на
конкретных изделиях и программных продукта.
6. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по
определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его
освоения (от простого к сложному, от частного к общему).
7. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения
зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся.
8. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из
индивидуальных особенностей учащихся.
Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что
учащиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе
конструирования и программирования. Опираясь на такие научные дисциплины, как
информатика, математика, физика, биология.
Цель программы: развитие мотивации личности ребенка к познанию и
техническому творчеству через формирование практических умений и навыков в
области робототехники.
Задачи программы:
- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических
средств;
- развить творческие способности и логическое мышление.
- воспитывать желание достигать успеха в техническом творчестве.
Форма обучения - очная
Общее количество часов – 72 часа.
Срок реализации – 1 год.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 учебных часа (30 минут)
Адресат программы: учащиеся в возрасте 12-17 лет.
Дети этого возраста являются подростками. Психологическая особенность
данного возраста заключается в том, что у детей появляется такое новообразование
как чувство взрослости. В связи с этим, подросток проявляет себя как
самостоятельная, независимая личность, нуждающаяся в признании её таковой со
4

стороны окружающих (сверстников, педагогов, родителей). К тому же, подросток
нуждается в возможности самовыражения и самоопределения. Именно в этом
возрасте ребёнок начинает задумываться о своём будущем, в том числе и об
успешной профессиональной карьере. Часть подростков определяются со своим
профессиональным выбором и начинают дополнительно обучаться по профильным
предметам, посещая подготовительные курсы или занимаясь дополнительно с
репетиторами. Данная программа позволяет заложить основы профессиональной
ориентации учащихся в области физики и техники.
Набор на обучение свободный. В составе группы 10-15 человек.
Особенности образовательного процесса. Программа рассчитана на один
год и имеет стартовый уровень, на котором учащиеся получат представление о
устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. При
реализации программы используются в основном групповая форма организации
образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях –
индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии
с учебным планом. Состав группы является постоянным.

Планируемые результаты
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
- устройства робототехнических устройств;
- основные приёмы сборки и программирования робототехнических средств;
- правила безопасной работы с инструментами, необходимыми при
конструировании робототехнических средств.
Учащиеся будут уметь:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO;
- создавать программы для робототехнических средств;
- планировать ход выполнения задания;
- рационально выполнять задание.
Метапредметные результаты:
- развивать способности детей и помогать достичь успеха в техническом
творчестве;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать творческие способности и логическое мышление.
Личностные:
разовьют:
- мышление, память, воображение, внимание, логическое мышление,
интеллект, волю, фантазию;
- социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность,
аккуратность;
5

- сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства;
- умение выражать и отстаивать свою позицию.

Формы и методы контроля. Система отслеживания результатов освоения
программы
Одним из способов проверки эффективности программы и средством
измерения достигнутых результатов является промежуточная аттестация.
- наблюдение за учащимся во время работы;
- оценка выполнения заданий;
- участие учащихся объединения в выставках технического творчества.
Промежуточная аттестация проводится в конце декабря и мая,
теоретическая часть в форме викторины практическая часть в виде выставки.
Формой подведения итогов реализации программы является защита
творческих работ.
Критерии результатов:
Высокий уровень ставится в том случае, если учащийся:
- проявляет самостоятельность и творчество;
- использует дополнительный материал;
- задания выполняет безошибочно;
- соблюдает требования безопасности труда при работе на ПК.
Средний уровень ставится в том случае, если учащийся:
- усвоил только обязательный уровень образовательной программы;
- допустил в работе 1-2 существенные ошибки.
Низкий уровень ставится в том случае, если:
- учащийся усвоил знания только на уровне практического использования.

6

Учебно-тематический план
№
1

Наименование разделов и тем
Вводное занятие

ВСЕГО
2

Теория
1

Практика
1

Контроль
Анкетирование

Раздел 2. Знакомство с роботами «APPLIED ROBOTICS»
2.1

Конструктор APPLIED ROBOTICS

2

1

1

Анкетирование

2.2

Модуль EV3

2

1

1

Наблюдение

2.3

Сервоприводы

2

1

1

Наблюдение

2.4

Сборка и программирование роботов

2

1

1

Наблюдение

Раздел 3. Датчики «APPLIED ROBOTICS» и их параметры
3.1

Датчик касания

2

1

1

Наблюдение

3.2

Датчик цвета

2

1

1

Наблюдение

3.3

Датчик расстояния

2

1

1

Наблюдение

3.4

Датчик приближения

2

1

1

Наблюдение

3.5

Подключение датчиков и моторов

2

1

1

Соревнования
моделями

3.6

Проверочная работа

2

1

1

с

Раздел 4. Основы программирования и компьютерной логики
4.1

Среда программирования Arduino IDE

2

1

1

4.2

Методы принятия решений роботом

2

1

1

4.3

Програмное обеспечение Arduino IDE

2

1

1

4.4

Движение по кривой

2

1

1

4.5

Движение с остановкой на черной
линии
Программирование модулей

2

1

1

2

1

1

4.6

Соревнования с
моделями
Соревнования с
моделями
Соревнования с
моделями
Соревнования с
моделями
Соревнования с
моделями
Соревнования с
моделями

Раздел 5. Практикум по сборке роботизированных систем
5.1

Распознавание цветов

2

1

1

Наблюдение

5.2

Сканирование местности

2

1

1

Наблюдение

5.3

Подъемный кран. Счетчик оборотов

2

1

1

Наблюдение

5.4

Управление роботом с помощью
внешних воздействий
Движение по замкнутой траектории

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

Использование
нескольких
датчиков в роботах

2

1

1

Наблюдение

5.5
5.6

видов

7

5.7

Ограниченное движение

2

1

1

Наблюдение

5.8

Проверочная работа

2

1

1

Наблюдение

Раздел 6.Проектные работы и соревнования
6.1

Правила соревнований

4

2

2

Наблюдение

6.2

Конструирование и программирование
собственной модели робота
Соревнование роботов в тестовом поле

8

4

4

Соревнования

4

2

2

Соревнования

Защита проекта «Мой
робот»
Итоговое занятие

4

2

2

Соревнования

2

1

1

Соревнования

72

36

36

6.3
6.4
7

Всего

уникальный

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Собеседование с целью
выяснения возможности детей для занятия данным видом деятельности. Роботы.
Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления
применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с платой Arduino.
Практика: Правила техники безопасности при работе с роботамиконструкторами. Правила обращения с роботами. Управление роботами. Методы
общения с роботом
Контроль: Анкетирование
Раздел 2. Знакомство с роботами APPLIED ROBOTICS PRO
Тема 2.1. Конструктор APPLIED ROBOTICS PRO
Теория: Знакомство с языками программирования, их основные назначения
и возможности. Команды управления роботами. Среда программирования Arduino
IDE.
Практика: Основные механические детали конструктора, их название и
назначение.
Контроль: Анкетирование
Тема 2.2. Модуль EV3
Теория: Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор
состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение
модуля EV3.
Практика: Запись программы и запуск ее на выполнение
Контроль: Наблюдение
Тема 2.3. Сервоприводы
Теория: Общие сведения, сравнение моторов. Мощность и точность мотора.
Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и ихсвойства.
Практика: Запись программы и запуск ее на выполнение
8

Контроль: Наблюдение
Тема 2.4. Сборка и программирование роботов
Теория: Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции.
Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов
колеса для прохождения заданного расстояния.
Практика: Запись программы и запуск ее на выполнение. Сборка модели
робота.
Контроль: Наблюдение
Раздел 3. Датчики APPLIED ROBOTICS PRO и их параметры
Тема 3.1. Датчик касания
Теория: Датчики. Датчик касания. Устройство датчика.
Практика: Решение задач на движение с использованием датчика касания.
Контроль: Наблюдение
Тема 3.2. Датчик цвета
Теория: Датчик цвета, режимы работы датчика.
Практика: Решение задач на движение с использованием датчика цвета.
Контроль: Наблюдение
Тема 3.3 Датчик расстояния
Теория: Ультразвуковой датчик.
Практика: Решение задач на движение с использованием датчика расстояния
Контроль: Наблюдение
Тема 3.4. Датчик приближения
Теория: Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим
приближения,режим маяка.
Практика: Решение задач на движение с использованием датчика
приближения.
Контроль: Наблюдение
Тема 3.5. Подключение датчиков и моторов
Теория: Интерфейс Arduino. Приложения
модуля. Представление
порта.
Практика: Подключение датчиков и моторов. Управление мотором.
Контроль: Наблюдение
Тема 3.6. Проверочная работа
Теория: Проверочная работа по темам разделов «Знакомство с роботами
APPLIEDROBOTICS PRO», «Датчики APPLIED ROBOTICS PRO и их параметры».
Практика: Решение задач и сборка роботов по темам «Знакомство с
роботами APPLIED ROBOTICS PRO», «Датчики APPLIED ROBOTICS PRO и их
параметры».
Контроль: Тестирование, соревнования с моделями
9

Раздел 4. Основы программирования и компьютерной логики
Тема 4.1. Среда программирования Arduino IDE
Теория: Среда программирования Arduino IDE.
Практика: Создание программы. Выполнение программы. Сохранение и
открытие программы.
Контроль: Наблюдение
Тема 4.2. Методы принятия решений роботом
Теория: Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия
решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях.
Практика: Решение задач при разнооборазных ситуациях
Контроль: Наблюдение
Тема 4.3. программное обеспечение Arduino IDE
Теория: Программное обеспечение платы arduino. Основное окно. Свойства и
структура проекта.
Практика: Решение задач на движение вдоль сторон квадрата.
Использованиециклов при решении задач на движение.
Контроль: Наблюдение
Тема 4.5. Движение по кривой
Теория:
Решение задач на движение по кривой. Независимое
управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.
Практика: Решение задач на
движение по кривой.
Независимое
управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 4.6. Движение с остановкой на черной линии
Теория: Использование нижнего датчика освещенности.
Практика: Решение задач на движение с остановкой на черной линии.
Решение задачна движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 4.7. Программирование модулей
Теория: Программирование модулей. Решение задач на прохождение по
полю изклеток. Соревнование роботов на тестовом поле.
Практика: Программирование модулей. Решение задач на прохождение
по полю изклеток. Соревнование роботов на тестовом поле.
Контроль: Соревнования с моделями
Раздел 5. Практикум по сборке роботизированных систем
Тема 5.1. Распознавание цветов
Теория: Использование
конструктора
качестве цифровой лаборатории.

APPLIED ROBOTICS PRO в
10

Практика: Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание
цветов.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 5.2. Сканирование местности
Теория: Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.
Практика: Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 5.3. Подъемный кран. Счетчик оборотов
Теория: Сила. Плечо силы. Подъемный кран.
Счетчик
оборотов.
Скорость вращения сервомотора. Мощность.
Практика: Запись программы и запуск ее на выполнение. Сборка модели
робота.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 5.4. Управление роботом с помощью внешних воздействий
Теория: Управление роботом с помощью внешних воздействий. Реакция
роботана звук, цвет, касание. Таймер.
Практика: Сборка модели робота и его управление с помощью внешних
воздействий.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 5.5. Движение по замкнутой траектории
Теория: Движение по замкнутой траектории. Решение
Криволинейное движение.
Практика: Решение задач на криволинейноедвижение.
Контроль: Соревнования с моделями

задач

на

Тема 5.6. Использование нескольких видов датчиков в роботах
Теория: Конструирование моделей роботов для решения задач с
использованием нескольких видов датчиков.
Практика: Конструирование моделей роботов для решения задач с
использованиемнескольких видов датчиков.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 5.7. Ограниченное движение
Теория: Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение.
Практика: Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 5.8. Проверочная работа
Теория: Проверочная работа по темам разделов «Основы программирования
икомпьютерной логики», «Практикум по сборке роботизированных систем».
Практика: Проверочная работа по темам разделов «Основы
программирования и компьютерной логики», «Практикум по сборке
роботизированных систем».
11

Контроль: Соревнования с моделями
Раздел 6. Проектные работы и соревнования
Тема 6.1. Правила соревнований
Теория: Работа над проектами «Движение по заданной траектории»,
«Кегельринг». Правила соревнований.
Практика: Сбор моделей роботов. Соревнования.
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 6.2. Конструирование и программирование собственной модели
робота
Теория: Конструирование собственной модели робота. Программирование
и испытание собственной модели робота.
Практика: Конструирование собственной модели робота
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 6.3. Соревнование роботов на тестовом поле
Теория: Соревнование роботов на тестовом поле.
Практика: Конструирование собственной модели робота. Соревнования
Контроль: Соревнования с моделями
Тема 6.4. Защита проекта «Мой уникальный робот»
Теория: Подведение итогов работы учащихся. Подготовка презентаций.
Защитапроекта «Мой уникальный робот».
Практика: Конструирование собственной модели робота
Контроль: Соревнования с моделями
Тема: Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов учебного года.
Практика: Выставка собственных моделей роботов.
Контроль: тестирование

12

Календарный график образовательного процесса
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Робототехника»

34

35

36

2

33

2

32

2

31

2

30

2

29

2

28

2

27

25

2

26

24

2

23

2
п

22

2

21

2

20

2

19

2

18

2

17

2

16

2

15

2

14

11

2

13

10

2

12

9

2

8

5

2

7

4

2

6

2
3

1.Вводное

Порядковые номера недель учебного года
1

Раздел

Календарный график образовательного процесса

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
п

2

занятие
2.Знакомство
с роботами
«APPLIED
ROBOTICS»
3. Датчики
«APPLIED
ROBOTICS»
и их
параметры
4. Основы
программиро
вания и
компьютерно
й логики
5.Практикум
по сборке
роботизирова
нных систем
6.Проектные
работы и
соревнования

2

13

Организационно-педагогические условия реализации программы.
Методическое обеспечение.
Основные формы занятий и приемы работы с учащимися:
- задание по образцу;
- по технологическим картам;
- творческое моделирование.
Данная программа предполагает личностно-ориентированный подход,
который учитывает индивидуальные особенности учащихся, а также позволяет
каждому учащемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе,
учит их свободно и творчески мыслить.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме творческой
деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. В конце занятия
для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной
работы и разбор типичных ошибок.
Учебно-методические средства обучения
- учебно-наглядные пособия;
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- мультимедийное сопровождение по темам курса.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Кабинет соответствует Постановлению Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Перечень необходимых ресурсов для проведения занятий:
Наименование

Количество

Учебный кабинет,
оборудованный в
соответствии с санитарногигиеническими
требованиями

1

Ноутбук, с установленным
программным обеспечением
для APPLIED ROBOTICS
PRO

16

Область применения

Для программирования робототехнических
средств, программирования контроллеров
конструкторов, настройки самих
конструкторов, отладки программ,
проверка совместной работоспособности
программного продукта и модулей
конструкторов
14

Столы (размер 2000х4000 мм)

8

Для испытаний роботов

Листы ватмана

15

Для нанесения трассы и препятствий

Черная и цветная
изоляционные ленты разной
ширины

15

Скотч

20

Двойной скотч

20

Ножницы

16

Набор конструкторов
APPLIED ROBOTICS
Программное обеспечение
Arduino IDE

1

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы:
- аппаратные средства;
- программные средства;
- дидактическое обеспечение.
Информационное обеспечение программы:
Наименование
Учебные пособия и
инструкции по
APPLIED ROBOTICS
Официальный сайт
Arduino для скачивания
Arduino IDE

Ссылка
https://appliedrobotics.ru/?page_id=670
https://www.arduino.cc/en/software

Методические материалы.
Методическое обеспечение программы включает приёмы и методы
организации образовательного процесса, дидактические материалы, техническое
оснащение занятий. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого
материала педагог использует различные методические и дидактические
материалы.
Наглядные пособия:
-схематические (готовые изделия, образцы, схемы, технологические и
инструкционные карты, выкройки, чертежи, схемы, шаблоны);
-естественные и натуральные (образцы материалов);
15

-объемные (макеты, образцы изделий);
-иллюстрации, слайды, фотографии и рисунки готовых изделий;
-звуковые (аудиозаписи).
Методическая продукция:
-Методические разработки, рекомендации, пособия, описания, инструкции,
аннотации.
-Учебное пособие «Программирование моделей инженерных систем» – М.:
ООО «Прикладная робототехника», 2020 г.
-Учебное пособие «Основы программирования моделей инженерных систем»
– М.: ООО «Прикладная робототехника», 2020 г.
Кадровое обеспечение реализации программы.
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования с
высшим педагогическим образованием.

Список литературы для педагога
1. Москвичев А. А., Кварталов А. Р. Захватные устройства промышленных
роботов и манипуляторов. Форум, Инфра-М, 2015.
2.Мобильные роботы на базе Arduino. Момот М.В. БХВ-Петербург, 2017
3. Петин В. Arduino и Raspberry Pi в проектах Internet of Things. М.,
4. Саймон Монк. Программируем Arduino. Питер, 2017
5.
Улли Соммер.
Программирование микроконтроллерных
плат
Arduino/Freeduino. БХВ-Петербург, 2016.

Список литературы для учащихся
1. Антон Спрол. Думай как программист. Креативный подход к созданию
кода. C++ версия. Издательство: Бомбора, 2018 г.
2. Воронин, Воронина. Программирование для детей. От основ к созданию
роботов. Издательство: Питер, 2018 г.
3. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов/
Д.Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
4. Крупник А.Б. Поиск в Интернете: самоучитель. СПБ.: Питер, 2004 г.
5. Эрик Шернич. Arduino для детей. Издательство: ДМК-Пресс, 2019 г.

16

Словарь терминов
Базовая плата — деталь со слегка рифлёной снизу поверхностью, к которой
снизу нельзя присоединить другие элементы
Кирпичики(brick)- кубики.
Кубики-самый обычный кубик, может быть разных размеров: 1х2, 2х2, 2х4, и
прочие.
Пластина (plate)- от кубика отличается тем, что в три раза тоньше. Тоже
бывают разных размеров.
Тайл (tile) -гладкая пластина. Без шипов.
Трубка- это не деталь, но её часть, устройство. Трубка в детали помогает
элементам соединяться вместе. Она захватывает шип. Трубки видны на нижней
стороне кубиков LEGO.
Шип — часть почти любой детали LEGO

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».