самообследование

Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении

5. Телефоны ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
им.Н.Ф.Шлыкова с.Кевдо-Мельситово Каменского
района Пензенской области
Управление образования администрации Каменского
района Пензенской области
442201, Пензенская область, Каменский район,
с.Кевдо-Мельситово, ул. Ленина, д.16
442201, Пензенская область, Каменский район,
с.Кевдо-Мельситово, ул. Ленина, д.16
8-84156-95-4-28

6. Факсы ОУ

8-84156-95-4-28

7. Е-mail ОУ

kevda09@yandex.ru

8. Адрес WWW - сайта ОУ

http://kevda09.ucoz.ru

9. Директор учреждения

Аракчеева Анна Александровна

10. Регистрационный номер
лицензии

11594

11. Дата выдачи лицензии на
ведение образовательной
деятельности

58 Л01 № 0000405 от 29.12.2014

12. Дата окончания лицензии на
ведение образовательной
деятельности

бессрочно

13. Регистрационный номер
свидетельства о
государственной аккредитации

6117

1. Наименование МОУ в
соответствии с Уставом
2. Учредитель
3. Фактический адрес ОУ
4. Юридический адрес ОУ

14. Дата выдачи свидетельства о
58А01 №0000301 от 08.04.2015
государственной аккредитации
15. Дата окончания действия
свидетельства о
государственной аккредитации

08.05.2027г

 шестидневная учебная неделя для 10,11 классах;
16. Режим работы (пяти режим работы школы одна смена;
шестидневная учебная неделя,
 средняя наполняемость классов – 10 чел.;
наличие второй смены, средняя
 перемены по 10 мин., большая перемена 20
наполняемость классов,
мин.;
продолжительность перемен)
 динамическая пауза (30 мин.) в 1-м классе.
17. Особенности системы обучения  Развивающее обучение по УМК «Школа России»
в школе

18. Органы самоуправления

Родительские:
управляющий совет;
попечительский совет
совет отцов;
общешкольный Родительский комитет,
совет профилактики,
Учительские:
педагогический совет;
научно - методический совет.

Соблюдение принципа открытости и доступности информации об образовательном учреждении:
на сайте школы http://kevda09.ucoz.ru регулярно размещается необходимая актуальная
информация.
Вывод: сложившаяся система управления Школы основана на принципах
демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей. Охраны жизни и
здоровья человека, свободного развития личности и обеспечивает выполнение действующего
законодательства в области образования, собственных уставных положений, реализацию
приоритетов Программы развития. Результативность существующей управленческой системы
подтверждена достижением высокого образовательного результата учащихся, повышением их
познавательной активности, ростом профессионального мастерства педагогов.
Раздел 2. Нормативное правовое обеспечение деятельности ОУ
2.1. Учредительные документы ОУ
- Устав
УСТАВ
(указать
сведения о внесенных муниципального общеобразовательного учреждения
изменениях и дополнениях к Уставу)
средней общеобразовательной школы им. Н.Ф.
Шлыкова с. Кевдо-Мельситово Каменского района
Пензенской области (новая редакция), 2015г
2.2. Учредитель
Управление образования администрации Каменского
района Пензенской области
2.3. Свидетельство о постановке на учет
юридического лица в налоговом органе
ОГРН 1025800507512
по месту нахождения на территории
Российской Федерации
2.4. Лицензия
№ 11594 от 29 декабря 2014 г на осуществление
образовательной деятельности. На право оказывать
образовательные услуги по видам образования, по
уровням
образования,
по
профессиям,
специальностям, направлениям подготовки (для
профессионального образования), по подвидам
дополнительного
образования,
указанным
в
приложении настоящей лицензии.
Приложение № 1
Уровни образования:
1. Начальное общее образование;
2. Основное общее образование;
3. Среднее общее образование
Дополнительное образование (подвиды)
1. Дополнительное образование детей и взрослых

2.5. Свидетельство о государственной
аккредитации

№ 6117 от 08 апреля 2015г
Серия 58А01 № 0000301

2.6. Образовательные программы ОУ (по
лицензии) (перечислить)

1. Начальное общее образование;
2. Основное общее образование;
3. Среднее общее образование
Дополнительное образование (подвиды)
1. Дополнительное образование детей и взрослых

Вывод: организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности МОУ СОШ им.
Н.Ф. Шлыкова с.Кевдо-Мельситово (далее Школы) соответствует требованиям действующего
законодательства в области образования.

Раздел 3. Условия для реализации образовательных программ
3.1. Характеристика здания
Здание школы
- Тип здания : типовое,
- Год ввода в эксплуатацию 1963г.
- Общая площадь 1753,8 м2
- Проектная мощность (предельная численность) 220 человек
- Фактическая мощность (количество обучающихся) 100 человек
3.2. Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса
Общие сведения.
1.

Наименование

библиотека

2.

Адрес

3.

Дата ввода библиотеки в эксплуатацию

1963

4.

Тип библиотеки

школьная

5.

В чьѐм ведении находится

МБОУ СОШ им.Н.Ф.
Шлыкова с.КевдоМельситово

6.

Численность персонала

1

7.

Общая площадь помещений
(абонемент и читальный зал совмещены)

50 кв. м

Пензенская область,
Каменский район,
с.Кевдо-Мельситово, ул.
Ленина, д.16

8.

10

в том числе предназначенных для работы на
компьютере

-

Количество пользователей

118

начальная школа

47

среднее звено

49

старшее звено

4

прочие пользователи

18

в том числе:

9.

Количество посадочных мест в библиотеке

Обеспеченность учебно-художественной литературой.

из них:

Общий фонд на «01» июня

2021 года

22381

учебники

3116

художественная литература

7832

учебно-методическая литература

58

справочная литература

108

Электронные книги (2012 г.)

из них:

Поступило в 2020- 2021 году

0
2860

художественной литературы

4

учебно-методическая литература

0

справочной литературы

0

учебников

232

3.3. Наличие и использование земельного участка (нужное подчеркнуть):
Стадион/футбольное поле/ баскетбольная площадка/ волейбольная площадка

легкоатлетическая площадка/полоса препятствий/другие спортивные сооружения
сад/огород/опытный участок/зеленая зона.
Раздел 4. Участники образовательного процесса
Педагогический коллектив школы на начало учебного года составлял 14 человек, из них
директор – 1, зам. директора –2. Из 14 человек имеют высшее образование – 12 человек, 2 –
среднее профессиональное.
4.1 Курсовая подготовка.
Место проведения подготовки
ГАОУ ДПО ИРР Пензенской области
Центр начального образования
ГАОУ ДПО ИРР Пензенской области
Центр естественно-математического образования
ГАОУ ДПО ИРР Пензенской области
Центр гуманитарного образования
ГАОУ ДПО ИРР Пензенской области
Центр дополнительного образования, искусства и физической
культуры

2019-2020
год
1

2020-2021
год
1

-

2

1

1

1

-

4.2. Информация о квалификационной категории педагогических работников.
Квалификационная категория
Высшая
Первая

2019-2020 год

2020 -2021 год

0 чел.( 0%)
1 чел. (7%)

0 (0%)
2 (14%)

Педагоги школы постоянно занимаются своим самообразованием, своевременно проходят курсы
повышения квалификации, аттестуются. В 2020-2021 году 2 педагога повысили
квалификационную категорию. Все имеют планы самообразования.
4.3. Звания и награды
№
1.

ФИО
Кузнецова Т.А

Награда
Заслуженный учитель РФ

Звание Заслуженный учитель РФ имеет – 1 чел
4.4. Стаж работы
до 5 лет – 0 человек (0%)
от 5 до 10 лет – 2 человека (14%)
от 10 до 20 лет – 2 человека (14%)
свыше 20 лет – 10 человек (72%)
Из 13 педагогов: 12 женщин, 2 мужчин.
Количество учителей по предметам:
русский язык и литература – 2; математика, физика, информатика – 3; химия, биология география
– 1; иностранный язык – 1; история, обществознание - 2; физическая культура – 1; технология – 1;
ОБЖ – 1; начальные классы – 2.
Необходимо отметить процент молодых специалистов (1%). За молодыми
специалистами с целью оказания консультационной, методической и практической помощи в
вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства
закреплены педагоги – наставники. Работа была направлена на решение следующих задач:
содействие повышению квалификации и профессионального роста молодых педагогов;

оказание практической помощи учителям в их адаптации в образовательных
учреждениях, вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения
педагогического мастерства;
выявление наиболее серьезных проблем начинающих педагогов в учебном процессе и
пути их разрешения;
использование педагогического опыта молодых специалистов в учебновоспитательном процессе.
В школе реализуется план повышения квалификации руководящих и педагогических
кадров, который своевременно выполняется. Формы повышения квалификации руководящих и
педагогических кадров: очная, дистанционная, очно- дистанционная.
Выводы: школа располагает кадровым потенциалом не только для стабильного
функционирования, но и для активной инновационной и творческой деятельности,
образовательный ценз педагогического коллектива достаточно высок, 85 % имеют высшее
образование, что является одним из составляющих эффективности работы школы, своевременно
проводится расстановка кадров, тарификация, отслеживается и стимулируется переподготовка
кадров, аттестация педагогических работников.
Показатели успешности работы школы.
Показателями успешности работы школы являются:
1. Выполнение закона «Об образовании Российской Федерации», решений Правительства
РФ, решений МО Пензенской области, приказов Управления образования администрации
Каменского район Пензенской области.
2. Стабильность уровня обученности и знаний учащихся школы.
Учебный год
Всего учащихся
Уровень обученности, %
Качество знаний, %
Кол-во выпускников 9-х классов,
получивших аттестаты с отличием
Кол-во выпускников 11-х классов,
получивших аттестаты с отличием
Кол-во медалей

2019-2020
91
100
526 (52%)↑
1

2020-2021
100↑
100
521(52,1%)
1

1

2

1

1

3. Результативное участие обучающихся на различных конкурсах, олимпиадах, научнопрактических конференциях.
4. Успешная сдача ОГЭ выпускниками 9-х классов.
5. Успешная сдача ЕГЭ выпускниками 11-го класса.
6. Постоянное
пополнение
материально-технической
базы
школы современным
оборудованием; возможности каждого учителя пользоваться компьютером, интернетом.
7. Образовательный маркетинг образовательного учреждения.
8. Гармоничное соотношение опыта традиционных педагогических технологий с
технической инноватикой при обязательном соблюдении принципов здоровьесбережения.
Все это ведет к сохранению контингента учащихся, стабильности в кадровом отношении.
Данные сохранности контингента обучающихся.
Учебный год
Всего учащихся
2019-2020
2020-2021
Начало года
91
100
Конец года
91
100
Прибыло в течение года
Выбыло в течение года
Оставлены на 2 год
Причина выбытия

2019-2020

Учебный год
2020-2021

По болезни
По неуспеваемости
По совершению преступлений
Перевод в другие ОУ в связи с
изменением места жительства
Другие причины

-

-

-

-

Количество классов и число учащихся по ступеням обучения
Количество классов
2019- 2020
2020-2021
4 (41)
4 (47)
5 (43)
5 (49)
2 (7)
2 (4)
91
100

Начальная школа
Основная школа
Средняя школа
Общее количество обучающихся

Из представленной таблицы видно, что прослеживается положительная динамика в
количестве обучающихся в начальной и основной школе. Проблема набора в 10 класс остается.
 Необходимо учителям-предметникам, ведущим обучение в 9-х классах, классным
руководителям проводить работу с родителями по профориентации обучающихся.
 Использовать все ресурсы для подготовки выпускников 9-х классов к экзаменам.
Качество образования
Успешность обучения за последние 2 года
2019-2020

2020-2021

Начальная школа

100%

100%

Основная школа

100%

100%

Старшая школа

100%

100%

Сравнительный анализ качества успеваемости учащихся по годам обучения.

Кол-во учащихся на начало учебного года
Прибыло
Выбыло
Кол-во учащихся на конец учебного года
из них аттестовано (без 1-х классов)
Кол-во неуспевающих учащихся всего:
2-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
% уровня обученности от числа аттестованных:
Кол-во обучающихся на «4» и «5» всего:
2-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
отличников всего:
2-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
% качества знаний:
Всего обучалось второгодников

Информация о результатах обучения
учащихся по итогам
2019-2020
2020-2021
91
100
0
0
0
0
91
100
79
85
0
0
0
0
0
0
0
0
100%
100%
41
44
20 (48%)
24 (51%)
15 (34%)
17 (35%)
6 (75%)
3 (75%)
14 (9%)
17 (17%)
7(17%)
8 (17%)
5(5%)
7 (14%)
2 (10%)
2 (50%)
39,4%
46%
0
0

Кол-во учащихся, оставленных на 2-й год
Кол-во
учащихся,
условно
переведенных
в
следующий класс
Кол-во учащихся, награжденных похвальным листом
Кол-во учащихся 11-го класса, окончивших школу с
медалью

0
0

0
0

14
1

17
2

Данная информация свидетельствует о том, что наблюдается положительная динамика в
общем количестве обучающихся (91→100) в школе за последние два года.
Другие данные показывают стабильность:
 % уровня обученности;
 Количество обучающихся на «4» и «5»;
 % качества знаний;
 Количество отличников.
Показатель качества знаний в начальном звене 3 % незначительно повысился,
понизился показатель в основной школе на 1 %; в средней школе – 0 %.
Эти показатели успеваемости и качества знаний позволяют сделать следующие выводы:
1. Оценка знаний, умений и навыков учащихся объективна, что подтверждает определѐнная
стабильность показателей уровня обученности и качества знаний.
2. В целом по школе уровень качества знаний 46%. На «5» успевают 17 (17%) учащихся ; на «4» и
«5» - 44 (44%) учащихся. По итогам 2020/21 учебного года имеют одну «3» - 6 обучающихся (6%).
3. Высокий уровень успеваемости в 10-х и 11-х классах связан с необходимостью получения
знаний учащимися для продолжения обучения средних специальных (профессиональных) и
высших учебных заведениях, а также с оказанием педагогической поддержки учащимся:
проведение индивидуальных и факультативных занятий для учащихся, преподавание элективных
учебных предметов итд.
4. Стабильность результатов успеваемости во 2, 3, 4, 10-х, 11-х классах - следствие
систематической работы классных руководителей, адаптации учащихся к предъявляемым к ним
требованиям, работы педагогического коллектива по адаптации младших школьников при
переходе в 5-й класс, по подготовке к государственной итоговой аттестации.
5. Снижение качества знаний в 5, 6, 7, 8, 9 классах связано с определѐнными проблемами:
усложнением учебного плана, возрастными особенностями учащихся, а также с тем, что у части
учащихся названных классов низка внутренняя мотивация на достижение более высоких
результатов.
6. Показатели успеваемости по школе позволяют считать, что часть учащихся не получает
должной педагогической поддержки.
Таким образом, положительно влияют на результаты обучения:
1) профессиональный рост учителей через оказание им методической помощи и аттестация;
2) повышение ответственности учителей за результаты деятельности через систему
внутришкольного контроля;
3) повышение ответственности учителей за результаты педагогической деятельности в связи с
проведением ЕГЭ в 11-х классах, экзаменов в форме ОГЭ - в 9-х классах;
4) мотивация учителей на достижение высоких результатов через систему педагогических
советов, методических совещаний.
5) педагогическое общение в методических объединениях, творческих и проблемных группах по
вопросам повышения успеваемости и качества знаний учащихся;
6) работа педагогического коллектива по привлечению учащихся к участию в муниципальных,
региональных, всероссийских и международных конкурсах;
7) планирование и организация работы с одарѐнными учащимися через систему факультативных,
кружковых, индивидуальных занятий и т.д.;
8) материально-техническая база школы.
Негативное воздействие на результаты обучения оказывают:
1) недостаточное внимание со стороны части родителей учащихся к вопросам воспитания и

обучения детей;
2) недостаточная просветительская работа с родителями учащихся;
3) низкая внутренняя мотивация обучающихся 5- 9-х классов на достижение высоких
результатов;
4) мотивированность выпускников 11-х классов на сдачу экзаменов в форме ЕГЭ по предметам,
нужным для поступления в высшие учебные заведения, и по обязательным предметам,
недостаточная мотивированность на достижение высоких результатов по остальным предметам;
5) мотивированность учащихся классов с углубленным изучением отдельных предметов на
достижение высоких результатов по предмету углубления, недостаточная мотивированность на
достижение высоких результатов по остальным предметам.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов.
Технология организации подготовки участников образовательных отношений к
государственной итоговой аттестации.
Цель: создание условий, обеспечивающих подготовку участников образовательных
отношений к ГИА.
Задачи:
 подготовка работников в качестве организаторов ППЭ, технических специалистов,
обеспечение членов комиссии по проверке экзаменационных работ;
 внесение сведений в федеральную информационную систему и региональные
информационные системы;
 информирование под роспись обучающихся и их родителей о порядке подачи заявлений на
прохождение ГИА, о порядке проведения ГИА, в том числе об основаниях для удаления с
экзамена, о ведении во время экзамена в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и
рассмотрения апелляций, о результатах ГИА.
В школе обеспечено организационно-технологическое сопровождение по подготовке к
ГИА:
 своевременно проходит анкетирование выпускников 9-х, 11-х классов с целью сбора
предварительной информации о выборе предметов для прохождения ГИА (окт.);
 сбор заявлений (до 01.02 - 11 кл., до 01.03 - 9 кл.);
 формирование базы данных;
 организация и проведение репетиционных тестирований;
 проведение в декабре итогового сочинения в выпускных 11-х классах как условие допуска к
государственной итоговой аттестации;
 обеспечение участия выпускников 9-х, 11-х классов в государственной итоговой аттестации
(май, июнь).
Обеспечено нормативно - правовое сопровождение по подготовке к ГИА:
 изучены нормативно - правовые документы Министерства образования и науки РФ,
Министерства образования Пензенской области, управления образования администрации
Каменского района Пензенской области, изучены изменения, регулирующие порядок
проведения ГИА;
 проведены классные и родительские собрания;
 оформлены стенды в классах;
 проведено обучение с организатором в аудиториях;
 проведены репетиционные экзамены;
 обеспечена учѐба членов комиссии по проверке экзаменационных работ.

Эффективность подготовки к ГИА зависит от обеспечения целенаправленности и
организованности системной деятельности администрации, учителя, обучающихся, родителей.
По итогам каждой четверти все учителя заполняют таблицы по успеваемости
обучающихся, качеству знаний, выявляют слабоуспевающих учащихся, намечают план работы с
ними (дополнительные занятия, репетиторство, индивидуальные карточки и др.).
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов представляла собой
экзамен с использованием заданий стандартизированной формы - экзаменационных материалов,
выполнение которых позволяет установить уровень усвоения участниками государственной
(итоговой) аттестации государственного стандарта основного общего образования.
Решением педагогического совета все выпускники 9-х классов в количестве 12 человек были
допущены к экзаменам. Итоговая аттестация прошла без нарушений процедуры проведения, без
апелляций.
Сдавали выпускники 9-х классов два обязательных экзамена - русский язык и математика.
Только положительный результат на экзаменах давал право получить документ об образовании.
Итоги государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования (9-е классы)

Предмет

Русский язык
Математика
Русский язык
Математика

Кол-во
«5»
учащих- Кол
%
ся
во

12
12

Успе- Каче- качество средний
ваество
знаний отметочмость
знаний
по
ный
Кол
Кол
Кол
%
%
%
годовым
балл
во
во
во
оценкам
2019/2020 уч. год не сдавали в связи с пандемией
78
3,7
75
3,2

1
1

8
8

«4»

3
4

«3»

«2»

2020/2021 уч. год
25
8
66
0
33
7
58
0

0
0

0%
0%

33
41

Наибольшее количество баллов набрали:
по русскому языку
1 чел.

по математике
1 чел.

Лучшие показатели по русскому языку 30 баллов: Денис К,
Лучшие показатели по математике –26 баллов, Денис К, 24 балла Денис З.
Успешность участия выпускников 9 -х классов в экзаменах по выбору в рамках
государственной итоговой аттестации
2020 год – экзамены , 2021 год -по выбору в рамках государственной итоговой
аттестации не сдавали
Снижение показателя по сравнению с прошлым годом произошло по причине наличия
неудовлетворительных результатов при первой попытке сдачи экзамена .
Рекомендации:
При реализации системного подхода при подготовке к государственной итоговой аттестации
особую роль должна играть методическая служба.
Необходимо усилить контроль за эффективной подготовкой к государственной итоговой
аттестации через контрольные срезы и репетиционные тестирования. Особое значение имеет
посещение уроков, где оцениваются личностные качества учителя на уроке, основные
характеристики учащихся, содержание деятельности учителя и учащихся, эффективность
способов деятельности, цели и результат, как ведется подготовка к итоговой аттестации.
Необходимо вести базу данных по подготовке учащихся к государственной итоговой
аттестации, в которую вносятся следующие данные:
 успеваемость за четверть (полугодие);
 результаты контрольных срезов;
 количество посещѐнных дополнительных занятий;
 отметка об индивидуальной работе .
Учителям географии обратить внимание на объективность выставления итоговых оценок,
использовать при проведении контрольных работ тестовые задания, проводить
дополнительные занятия при подготовке к экзаменам в форме ОГЭ.
Итоги проведения ЕГЭ.
В 2020 - 2021 учебном году 4 выпускника 11 класса решением педсовета были допущены
к итоговой аттестации. По итогам промежуточной аттестации из 4 обучающихся 2 человека
имеют отличные оценки.
Самым массовым из предметов стали математика, обществознание и информатика.
Они стали наиболее востребованными предметами.
Результаты ЕГЭ по предметам
Предмет

Средний балл по школе

Русский язык
Математика профильная
Обществознание
История России
Физика
Информатика

2019

2020

74
64
59
67
56
65

73
64
57
56
57
60

Средний балл по России
2021

2019

2020

69
56
54
55
54
62

71
53
56
56
54
61

2021

Анализ данных, показывает:

качественная результативность в среднем по предмету выше по
сравнению с прошлым годом на 4%;

из 4 человек 50 % обучающихся сдавали физику;

48% - обществознание;

41% - информатику;

самая высокая результативность по русскому языку (1 чел. от 80
баллов и выше)
Рейтинг результативности по предметам в баллах

Динамика среднего тестового балла по предметам по школе 2019-2021 гг.
Год
2019
2020
2021

История Обществознание Физика Информатика Русский Математика
язык

55,3
72
64

59,2
66,6
67,4

43
57
53,3

49,3
68,8
60,5

69,1
68
79

52
65,3
58

Самые высокие результаты ЕГЭ по русскому языку. В 2020/21 учебном году, они выше на
7,3 балла по сравнению с средним показателем по городу. Высокую позицию занимает школа по
результатам ЕГЭ по русскому языку, математике. Системная и целенаправленная работа по
подготовке к ЕГЭ учителей Кузнецовой Т.А., Власовой М.В., Уколовой Н.Г. и других дала
положительные результаты.
Анализ результатов ЕГЭ по математике показывает, что все выпускники успешно
справились с заданиями базового уровня, что свидетельствует о хорошем усвоении базовых
знаний и умений. Задания повышенного уровня вызвали существенные затруднения у
значительной части экзаменуемых. В 2021 году 3 выпускника набрали по математике от 60 до 87
баллов, что свидетельствует о том, что педагогом была проведена серьезная подготовка по
выполнению заданий повышенного уровня.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку свидетельствует о стабильном уровне
подготовки выпускников; количество учеников, получивших от 70 до 90 баллов, 3 человек.
Все выпускники за последние 3 года имеют положительные результаты ЕГЭ по
обязательным предметам. Своевременное прохождение программы, организованное повторение
учебного материала, проведение элективных курсов, дополнительные занятия по подготовке к
ЕГЭ дали свои результаты.
Выводы: выпускники средней школы адаптировались к форме проведения единого
государственного экзамена: осознанно выбирают экзамены, целенаправленно к нему готовятся
(используют все возможности учебного плана, посещают репетиторов, курсы при вузах). В школе
так же созданы условия подготовки к ЕГЭ: по каждому предмету есть элективные курсы,
выпускники имеют возможность готовиться к ЕГЭ в школе, особенно по русскому языку и
математике. На эти предметы больше отводится учебных часов, есть спец. курсы подготовки к
ЕГЭ.
Рекомендации:
учителям-предметникам на заседаниях МО изучить материалы ЕГЭ, совершенствовать
методику подготовки к ЕГЭ, проанализировать причины неуспешности учащихся на ЕГЭ,
разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ по предмету;

классным руководителям усилить контроль за посещением учащимися занятий по
подготовке к ЕГЭ, вести постоянную связь с родителями, информируя их о результативности
обучения их детей.
Выводы


Анализ успеваемости обучающихся школы по итогам 2019-2021 уч. годов, результатов ОГЭ
и ЕГЭ показал, что проблемы качества образования остаются актуальными для нашего
образовательного учреждения.
Ресурсные возможности школы по повышению качества обучающей деятельности:

создавать комфортную психологическую образовательную среду на уроке,
благоприятную для обучающихся;

развивать у школьников положительную мотивацию к обучению на повышенном
уровне, осуществлять взаимосвязь обучающихся с воспитанием и развитием;

осуществлять обучение с учетом потребностей личности в образовательной
подготовке;

применять новые педагогические технологии, повышающие мотивацию
школьников к обучению;


совершенствовать педагогическую компетентность в вопросах реализации
современных подходов к образованию школьников;

продолжать работу по совершенствованию системы поддержки одаренных детей;

использовать имеющиеся резервы повышения качественной успеваемости в
образовательной организации за счет индивидуальной работы с обучающимися, имеющими в
промежуточной и итоговой аттестации одну «4» или «3».
1)

2)

3)
4)
5)

С целью оптимизации образовательного процесса нам необходимо
осуществлять систематический контроль достижений обучающихся необходимого уровня в
овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по предметам на
том или ином этапе обучения;
проводить сравнительный анализ обученности учащихся по отдельным предметам, по классам,
по школе с целью коррекции методических приемов и форм организации деятельности
учащихся, используемых учителями на уроке и во внеурочной деятельности;
определять профессиональные проблемы учителей по вопросам повышения качества
образования и на этой основе разрабатывать рекомендации по повышению качества обучения;
вести четкий контроль и отслеживание работы педагогических работников по освоению
педагогических технологий;
информировать педагогов об инновационных технологиях, обеспечивающих развитие у
учащихся общеучебных навыков и умений, творческих способностей.

4.5. Социальный паспорт образовательного учреждения
Категории семей

1
2
3
3.1
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10

Общее количество семей/детей в ОУ
Количество полных социально – благополучных семей/детей
Количество семей, в которых возможно проявление факторов
неблагополучия, в том числе:
 неполных семей, из них:
- матерей – одиночек
- с потерей кормильца
- разведенных родителей
- из них воспитываются отцом
 многодетных семей
 семей с детьми-инвалидами
 семей с родителями-инвалидами
 семей безработных, стоящих на бирже труда
 семей, где оба или единственный родитель на заработках в
другом городе
 семьи переселенцев
 несовершеннолетних матерей
 опекунских и приемных семей
 другие (с указанием)

Кол-во
семей
в них
детей

89
925

100
932

44
7
3
12
16
1
1

44
7
3
12
16
1
1

2
0
2

2
0
2

Раздел 5. Сведения об организации образовательного процесса
Образовательная деятельность организуется в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
− приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
− приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования»;
− СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021);
− СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)»;
− основными образовательными программами по уровням образования, включая учебные планы,
календарные учебные графики;
− расписанием занятий.
5.1. Сведения о реализуемых образовательных программах (по приложению к лицензии):

Наименование образовательных
программ
Основная общеобразовательная
программа начального общего
образования
Основная общеобразовательная
программа основного общего
образования
Основная общеобразовательная
программа среднего общего
образования
Программа дополнительного
образования

Уровень,
направленность

Нормативн
ый срок
освоения

Отметить
аккредитованные
образовательные
программы
(поставить знак +)

4 года

+

5 лет

+

2года

+

-

+

общеобразовательный
общеобразовательный
общеобразовательный
дополнительный

Учебный план 1–4-х классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО),
5–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на двухлетний
нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС
СОО). Обучающиеся 11-х классов в 2020/21 учебном году завершили обучение по основной
общеобразовательной программе среднего общего образования по ФГОС ОО.
Учебный план разработан в соответствии с Сан.ПиН 2.4.2. 2821-10 и обеспечивает
реализацию образовательной программы учреждения без ущерба для здоровья школьников.
Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой. Продолжительность учебного года в
соответствии с календарным графиком учебно- воспитательного процесса составляет не более 34
недель. Учебное расписание отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально
допустимой учебной нагрузкой.

Переход на новые ФГОС
МБОУ СОШ им.Н.Ф. Шлыкова с. Кевдо-Мельситово для перехода с 1 сентября 2022
года на новые ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России
от 31.05.2021 № 286, и основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России
от 31.05.2021 № 287, разработала и утвердила дорожную карту, чтобы внедрить новые
требования к образовательной деятельности, в том числе определила сроки разработки
основных общеобразовательных программ — начального общего и основного общего
образования, вынесла на общественное обсуждение перевод всех обучающихся 1, 5 классов на
новые ФГОС и получила одобрение у 100% участников обсуждения. Для выполнения новых
требований и качественной реализации программ в школе на 2022 год на научно-методическом

совете были рассмотрены и приняты основные ориентиры перехода на новые ФГОС,
запланирована разработка новых нормативно- правовых документов, плана работы и т.д.
Об антикоронавирусных мерах

МБОУ СОШ им.н.Ф.Шлыкова с.Кевдддо-Мельситово в течение 2021 года
продолжала
профилактику коронавируса.
Для
этого были
запланированы
организационные и санитарно- противоэпидемические мероприятия в соответствии с СП
3.1/2.43598-20 и
методическими
рекомендациями
по
организации
работы
образовательных организаций . Так,
Школа:
− закупила бесконтактные термометры, рециркуляторы передвижные и настенные,
средства и устройства для антисептической обработки рук, маски одноразового
использования, перчатки;
− разработала графики входа обучающихся через два входа в Школу, уборки и
проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала максимально безопасные условия
при приеме пищи;
− подготовила новое расписание со смещенным началом уроков, чтобы минимизировать
контакты обучающихся;
− разместила на сайте Школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах,
ссылки распространяли посредством мессенджеров и социальных сетей.
Перечень документов, регламентирующий функционирование школы в условиях
коронавирусной инфекции: СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; Письмо
Роспотребнадзора от 22.07.2021 № 02/14750-2021-24 «О подготовке образовательных
организаций к новому 2021/22 учебному году»; Письмо Минпросвещения от 25.01.2021 №
ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций»; Письмо Минпросвещения от 16.11.2020 № ГД2072/03 «О направлении рекомендаций»; Письмо Минпросвещения от 09.10.2020 № ГД1730/03 «О рекомендациях по корректировке образовательных программ»; Методические
рекомендации Минпросвещения по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий от 20.03.2020
5.2. Условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся.
Согласно физическому состоянию и мониторингу здоровья учащиеся распределены по 4-м
медицинским группам здоровья. Наибольшее количество детей отнесено ко 2 группе, т.е.
имеющим отклонение в здоровье.
Работа спецгруппы находится в нестабильном режиме работы и причинами тому являются:
• слабая посещаемость занятий учащимися;
• недостаточный контроль за посещаемостью занятий со стороны классных
руководителей;
• недостаточно проводится учителями физкультуры разъяснительная работа среди родителей.
Проведен мониторинг здоровья учащихся школы
Состояние здоровья обучающихся
2019-2020
Группы здоровья
1 группа здоровья
69, 7 %

2020-2021
67,7%

2 группа здоровья

21%

20%

3 группа здоровья

8,5

8,5

4 группа здоровья

1,4

1,4

В школе 4 группы по физкультуре
№
1
первая
основная
89
2
вторая
подготовительная
14
3
третья
специальная
4
4
четвертая
освобожденные
1
Вывод: заметна тенденция увеличения числа абсолютно здоровых детей, уменьшения числа детей
с хроническими заболеваниями и детей - инвалидов. Этому способствуют проводимые в школе
профилактические
и
оздоровительные
мероприятия,
контроль
за
соблюдением
сангигиенических требований к образовательному процессу, приобщение школьников к
здоровому образу жизни.
Заметна тенденция перехода детей из подготовительной группы в основную при соблюдении
консультации узких специалистов.
В структуре общей заболеваемости на 1 месте идут болезни костно-мышечной системы 40 чел (в
основном плоскостопие), на 2 месте – болезни глаз 20 чел. Группа окулиста растет с каждым
годом и омолаживается за счет того, что уже с 2-3 лет дети сидят за компьютером, во времени их
родители не ограничивают.
Группа ортопеда несколько снизилась по сравнению с другими годами, так как многие дети
занимаются плаванием. Заболевание плоскостопия увеличилось, так как девочки рано встают на
высокие каблуки, мальчики постоянно ходят в спортивной обуви.
Раздел 6. Участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях
Анализируя итоги 2020-2021 учебного года, можно сказать о достижении высоких результатов:
• в области академической одаренности: учащимися завоеваны достойные награды на
предметных олимпиадах, НПК
Таблица 1. Количественные данные по школьному этапу всероссийской олимпиады
школьников в 2020/2021 учебном году
Таблица 1. Количественные данные по школьному и муниципальному этапам
всероссийской олимпиады школьников в учебном году
Количество общеобразовательных организаций в районе (городе) Общее
количество обучающихся в районе (городе)
В том числе:
количество обучающихся в 5-6-х классах:
количество обучающихся в 7-8-х классах:
количество обучающихся в 9-11-х классах:

0
0
18
22
4

Школьный этап

№
п/п

Предмет

Кол-во
участников*

Кол-во
победителей*

Кол-во
призеров*

1

Английский язык

10

0

4

2

Биология

14

2

2

3

Информатика

15

1

4

4

Искусство (МХК)

0

0

0

5

История

0

0

0

6

Литература

0

0

0

7

Математика

16

2

2

8

Немецкий язык

0

0

0

9

Обществознание

3

6

5

10

ОБЖ

0

0

0

11

Русский язык

13

3

3

12

Технология

7

1

1

13

Физика

5

0

0

14

Физическая культура

15

0

4

15

Химия

0

0

0

100

12

26

Всего

Таблица 2. Количественные данные по муниципальному этапу всероссийской олимпиады
школьников
Региональный банк данных одаренных детей 2020-2021 г.
№

ФИО

Класс
обуче
ния

Результаты участия
Направлен
ие
образовате
льной
деятельнос
ти

Название
мероприятия

1

Аракчеева
Евгения

9

искусство

Победа
Далѐкая и
близкая

9

Мирзоева
Мафтуна
Нагаева
Карина
Сарафанова
Анастасия

8

искусство

5

искусство

8

искусство

Семья - душа
России
Семья - душа
России
Мир, в
котором я
живу

10
11

Статус
участника
(победитель,
призер,
дипломант
1,2,3 степени,
лауреат и пр.)

Год и
место
проведен
ия
мероприя
тия

призѐр

2020

победитель

2020

победитель

2020

призер

2020

Уровень
мероприяти
я
(региональн
ый,
всероссийск
ий,
международ
ный тип р.)
региональн
ый
всероссийск
ий
всероссийск
ий
всероссийск
ий

По результатам городского этапа олимпиады нет учащихся, набравших 0 баллов, что говорит о
качественном отборе участников на олимпиаду.
Сведения об учащихся – победителях и призерах интеллектуальных олимпиад различного
уровня по общеобразовательным предметам в 2020/2021 учебном году
Фамилия, имя,
отчество
(полностью)
Леухина
Ольга

Коньшин Денис

Класс

10

9

Достижение с
указанием
наименования,
этапа и уровня
интеллектуального
Олимпиада Учи.ру
по
программированию
для 1-9 классов,
первая
Олимпиада Учи.ру
по
программированию
для 1-9 классов,
первая

Порядковый
номер
мероприятия в
перечне
Минпросвещения,

Предмет

Приложение
Диплом№
3-20675789

213

программирование
Диплом№
6 - 10002600

213

программирование

Вывод: участие учащихся достаточно успешное. Следует отметить то, что представлены не все
предметы на городскую олимпиаду. Подготовка учащихся к олимпиадам – задача всех МО.
В 2021г проведена школьная конференция учебных исследовательских работ учащихся с
целью: выявить наиболее одаренных учащихся в разных областях науки. Принимали участие дети
с 3 по 11 класс.
Все работы учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к научной работе.
Культура выступления учащихся высокая. Все работы сопровождаются презентацией. Работы
носят исследовательский характер, тема раскрыта полностью у 68% участников конференции,
предметный уровень рассмотрения проблемы у 74% обучающихся, работы актуальны, у 86%
содержание работы соответствует целям, задачам, гипотезе исследования. Есть работы, которые
носят метапредметный характер исследований.
В течение года школа реализовывала региональные образовательные проекты:
- Малая Родина (Капитонова Н.В.)
- ПРОчтение (Кузнецова Т.А.)
- Образование для жизни.
- Профилактика зависимостей у детей и подростков (Малышева И.В.)
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается
сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного
общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая формах,
отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
План внеурочной деятельности на 2019-2021 учебный год разработан в соответствии со
следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
• Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
• Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
• Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПИН);
• Иформационное письмо ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»
от 20.04.2018г.№01-16/583 «Об организации работы по введению ФГОС ООО В 2018/2019
учебном году»»;
• Письмом Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении
предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовнонравственной культуры народов России"»;
• Письмом Министерства образования Пензенской области от 11.09.2018 №3149 ин/ 01-15 «О

содержании внеурочной деятельности при реализации основных образовательных программ".
• Внеурочная деятельность обучающихся МОУ СОШ им.Н.Ф.Шлыкова с.Кевдо-Мельситово
осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой начального
общего образования и Основной образовательной программой основного общего образования и
учебным планом на 2019-2021 учебный год
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основной образовательной программы начального общего образования МОУ
СОШ
им.Н.Ф.Шлыкова с.Кевдо-Мельситово План внеурочной деятельности обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и предоставлять возможность
выбора занятий внеурочной деятельности каждому обучающему в объеме не менее 4 часов в
неделю.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы внеурочной
деятельности и определяет формы организации образовательного процесса в рамках реализации
основной образовательной программы начального общего образования.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется
его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй
половине дня.
При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы.
Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной
деятельности составляет 5 человек. Максимальное количество обучающихся на занятии
внеурочной деятельности соответствует списочному составу класса.
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у
обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного
развития и социализации каждого обучающегося в внеурочное время, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся,
развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую
деятельность. Основные задачи организации внеурочной деятельности:
• Создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего
их личностному потенциалу.
• Ориентация на достижение учениками социальной зрелости.
• Удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:
• включение учащихся в разностороннюю деятельность;
• формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
• воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата;
• развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
• формирования стремления к здоровому образу жизни;
• воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма к своей стране
• подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире.
Ожидаемые результаты
Личностные:



готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
 сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:



получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:



освоение универсальных учебных действий; овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося, благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все
виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального и основного общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
В соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования
внеурочная деятельность осуществляется по направлениям развития личности: спортивнооздоровительному,
духовно-нравственному,
социальному,
общеинтеллектуальному,
общекультурному.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель направления


формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся на ступени начального и основного общего образования как одной из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному
развитию обучающегося;
 развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
По итогам освоения программ данного направления проводятся конкурсы, соревнования,
показательные выступления, открытые занятия, Дни здоровья.
Духовно-нравственное направление
Цель направления:



обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся;
сохранение базовых национальных ценностей российского общества; -последовательное
расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; -становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -формирование основы
культуры межэтнического общения;
 формирование отношения к семье как к основе российского общества.
Духовно-нравственное направление в 5 классе представлено занятиями «Семьеведение»,
«Тропинка к своему «я» и др., целью которых ставится задача помочь воспитаннику российской
школы вырасти человеком высоконравственным, добрым и честным, трудолюбивым и
ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим
свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно
относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. Курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных
идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их
значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Духовно-нравственное направление в 5-9-х классах представлено курсами «Наследие»,
«География Пензенской области», создающими условия для развития у детей познавательных
интересов, формирующий стремление ребенка к размышлению и поиску. Учащиеся достигают
значительных успехов в своем развитии, и эти умения применяют в учебной работе, что приводит
к успехам в школьной деятельности.
Формы проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные
игры, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, экскурсии.
По итогам освоения программ данных направлений проводятся конкурсы, выставки,
викторины, презентации работ.

Социальное направление
Цель направления:



активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению
нового социального опыта;
 формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у
обучающихся гражданской идентичности;
 приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной группы;
 сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
 последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;
 формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
 формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме.
Во время занятий по социальному направлению происходит становление у детей развитых
форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается
тревожность и необоснованное беспокойство.
Обучающиеся достигают значительных успехов в своем развитии и эти умения применяют
в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности.
Формы проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные игры и
беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники.
Социальное направление представлено занятиями курса «Основы здорового образа
жизни». По итогам освоения программ данных направлений проводятся конкурсы, выставки,
ролевые игры, открытые занятия, социальные проекты.
Общеинтеллектуальное направление
Цель направления:






формирование информационных компетенций обучающихся;
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени
начального общего образования.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности создает условия для
творческого развития школьника, его самореализации, культурного развития.
Формы проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные
игры, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, экскурсии.
По итогам освоения программ данных направлений проводятся конкурсы, выставки,
ролевые игры, открытые занятия, социальные проекты.
Общекультурное направление
Цель направления:


воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с
общечеловеческими
ценностями
мировой
культуры,
духовными
ценностями
отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального
народа России и народов других стран;
 формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
 становление активной жизненной позиции;
 воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Общекультурное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей,
расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей.
Формы проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные игры,
олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, экскурсии.

По итогам освоения программы в данном направлении проводятся конкурсы, викторины,
защита проектов, презентации.
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной
образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Модель режима внеурочной деятельности в начальной школе реализуется с
использованием группы продленного дня.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв
между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет 1,5 часа.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 1 -4 классах составляет 40 минут.
Перерыв между занятиями внеурочной деятельности не менее 10 минут. Домашние задания не
предусмотрены.
Внеурочная деятельность в 5-9-х классах проводится с перерывом в 45 минут после
последнего урока. Продолжительность занятий - 45 минут. Домашние задания не предусмотрены.
Объем внеурочной деятельности определяется с учетом интересов обучающихся. Для
обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования (спортивных
школах, музыкальных школах и др. организациях), количество часов внеурочной деятельности
сокращается.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания
результатов.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в школе. Основное
преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребѐнка в
образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной
и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы школы.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный
руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками и обеспечивает
внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками,
ведущими занятия. Для этого в образовательной организации оформляются журналы учета
занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О.
педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии
с рабочими программами внеурочной деятельности.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности не проводится.
Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной деятельности
и занятий в организациях дополнительного образования осуществляется классным
руководителем.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
В школе разработана система внутреннего мониторинга качества образования,
которая регламентируется Положением о внутренней системе оценки качества
образования, Положением об организации внутришкольного контроля, планом
внутришкольного контроля.
Оценивание качества образования.
1. Контроль в рамках ВСОКО:
- за использованием педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения
ивоспитания;
- за посещаемостью учащихся;
- за выполнением образовательных программ;
- за объективностью выставления оценок и своевременностью доведения текущей

успеваемости учащихся до их родителей (законных представителей);
2. Обеспечение права обучающегося на выбор формы получения образования и
формы обучения после получения основного общего образования, на выбор
факультативных (необязательных для данного уровня) и элективных (избираемых в
обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин.
3. Дальнейшее развитие кадровых и материально-технических условий
образовательного процесса.
Внутренняя оценка качества образования в школе осуществляется на основе
существующей системы критериев, показателей, характеризующих основные аспекты
качества образования: качество образовательных результатов, качество образовательного
процесса, качество условий реализации образовательных программ.
Внутренняя система оценки качества образования в школе имеет своей целью:
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющихна качество образования;
- получение объективной информации о состоянии качества образования,
тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- принятие обоснованных управленческих решений администрацией.
Внутришкольный контроль носит системный характер. Особый блок
внутришкольного контроля занимает контроль за результатами обучения детей,
испытывающих трудности в обучении.
По итогам оценки качества образования выявлено, что уровень метапредметных
результатов, сформированность личностных результатов соответствуют среднему уровню.
Вывод: при самообследовании выявлено, что внутренняя система оценки качества
образования способствует повышению эффективности образовательного процесса

школы в целях совершенствования качества подготовки обучающихся в
соответствии с требованиями ФГОС. Качество образовательных результатов
оценивается через многочисленные процедуры внешнего и внутреннего
мониторинга, основная роль из которых принадлежит независимой внешней оценке
в ходе ГИА выпускников основного общего и среднего общего образования. Анализ
результатов мониторингов позволяет скорректировать дальнейшую работу с
обучающимися, разработать измерительные материалы для текущего контроля по
темам, которые вызывают затруднения у учащихся, спланировать тематические
заседания предметных методических кафедр.
Раздел 7. Службы сопровождения образовательного процесса

Социальнопсихологическая

• Социальный педагог
• Психолог
• Социальное партнерство

Воспитательная

• МО классных руководителей
• Школьное самоуправление
• Волонтерство

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает
соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу,
приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в
целом.
Стратегия развития воспитания в РФ констатирует значимость в процессе воспитания всех
ступеней образования, начиная с дошкольного и начального. При этом в учебных программах
должен использоваться «воспитательный потенциал» естественно-научных, гуманитарных и
социально-экономических учебных дисциплин, а чтение должно быть направлено на
формирование личности и познания мира.
«Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием
человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к
семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно
рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным», — сказал глава государства. Он добавил,
что школьные педагоги занимаются в том числе воспитанием.
Воспитание рассматривается
как неотъемлемая часть образовательного процесса,
направленная на создание условий:
- для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
- для включения подрастающего поколения в пространство культуры;
- для осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;
- для включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и
возможностям проблем в различных сферах жизни.
Это отражается и в теме нашего образовательного учреждения по воспитательной работе
«Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и
воспитании школьников с использованием информационных технологий».
Структурные элементы воспитательной системы:
- методическое объединение классных руководителей;
- социально-педагогическая служба;
-психологическая служба;
Основные принципы деятельности воспитательной системы:
- патриотическое воспитание учащихся
- личностно-ориентированное обучение и воспитание;
- системность;
- эффективность;
- максимальная реализация творческого и природного потенциала ребенка;
- поощрение инициативы;
- информационная доступность.
Цель воспитательной работы: Создание условий для становления устойчивой, физически и
духовно здоровой, творческой личности со сформированными ключевыми компетентностями,
готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в обществе.
Воспитательные задачи:
1. Совершенствовать
воспитание
гражданственности,
патриотизма,
духовности;
формированию у детей нравственной и правовой культуры через эффективные формы.
2. Повышать качество образования и воспитания в школе через внедрение инновационных
образовательных технологий, компьютерных технологий, проектного обучения,
исследовательской деятельности.
3. Повышать качество семейного воспитания, содействовать формированию ответственного
отношения родителей к воспитанию детей через работу «Родительского всеобуча».
Содержание воспитания включает в себя следующие составляющие ценностно-смыслового
диалога ребенка с окружающим миром:

(Мы должны строить своѐ будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это
патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов,
нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков
на территории России. Это ответственность за свою страну и еѐ будущее.
-диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма и культуры
наследования, обеспечивающее, включение подрастающего поколения в процесс
воспроизводства ценностей российской и мировой культуры;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции
«становиться лучше»;
-диалог с самим собой: воспитание культуры жизненного и профессионального
самоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающего человека,
успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;
-диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и
взаимодействия;
-диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество,
направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее
осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм правил, законов социальной
жизни города ,России, мира;
-диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни,
обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира
(экологическое благополучие).
Наличие данных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражает
всю полноту отношений (и соответственно проблем) человека с окружающим миром.
В основе воспитательной работы школы лежит процесс самоопределения и самовыражения
личности каждого ребенка, больного и здорового, «трудного» и «не трудного».
Таким образом, школа сегодня – учебное заведение, в центре внимания которого каждый
ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.
Непрерывность и преемственность воспитательного процесса обеспечивается согласованностью
программ и проектов воспитательной деятельности для детей различных возрастных групп с
учетом их индивидуальных особенностей.
Исходя из целей и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления
воспитательной деятельности школы:
 Ценностно-ориентированное.
 Гражданско-патриотическое.
 Правовое.
 Физкультурно-оздоровительное.
 Экологическое.
 Работу с родителями.
 Создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся.
 Совершенствование работы классных руководителей и педагогов ДО.
Работа с классными руководителями
Следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился реализовать намеченные
планы, решать поставленные перед ними задачи.
Основными критериями результативности работы классных руководителей стали:
- организация горячего питания;
— содействие самостоятельной творческой деятельности учащихся, повышение уровня
удовлетворенности их жизнедеятельностью класса;
— проведение мероприятий, способствующих развитию классного коллектива, созданию
комфортной обстановки в классе для каждого учащегося;
- создание в классе содержательной и интересной жизни;

- поддерживать у учащихся стремление участвовать во всех внутришкольных и внутриклассных
делах, помогать им, предоставляя им определенную свободу, показывая, что ответственность за
все дела лежит и на них, что, безусловно, должно способствовать их взрослению и преодолению
инфантильности.
Количество обучающихся, получающих горячее питание
Одной из составляющих работы классного руководителя является организация
школьников на получение горячего питания. Показатель охвата горячим питанием составляет
100%.
Гражданско-патриотическое направление.
В рамках гражданско — патриотического направления продолжаются встречи с участниками
локальных войн, тружениками тыла, одинокими вдовами. Этой работой охвачены учащиеся с 1
по 11 класс. В школе по традиции проведены акции: «Поздравь ветерана!», «Помню и горжусь».
Традиционно в феврале проводился месячник военно-патриотического воспитания. В течение
месячника был проведен комплекс мероприятий, направленный на пропаганду гражданскопатриотического воспитания, формирование чувства патриотизма и гражданской позиции.
Были проведены следующие мероприятия:
- торжественная линейка «День Героев Отечества»;
- литературный конкурс «Блокада Ленинграда»;
- конкурс чтецов «Родина. Честь. Гордость»;
- торжественная линейка в рамках акции «Помню и горжусь», посвященная героям ВО войны.
- смотр песни и строя, посвящѐнный героям Отечества;
- классными руководителями 1-11 классов проведены тематические классные часы, экскурсии;
- участие в митинге 9 мая, 23 февраля.
По итогам проведенных мероприятий учащиеся 5-11 классов показали достаточно хорошую
подготовку и организованность. Данная работа будет проводиться и дальше по плану
воспитательной деятельности
Положительные результаты:
Гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание.
Активное участие принимают родители в проведении совместных мероприятий по данному
направлению.
Духовно-нравственное воспитание.
«Сегодня очень важно помочь молодым людям разобраться в информационном потоке, вернуть
интерес к культуре и духовным ценностям». Так, выступая на встрече с представителями
российской интеллигенции, отметил глава нашего государства
Целью данного направления есть дальнейшее совершенствование и развитие индивидуальных
творческих способностей учащихся, развитие художественного вкуса, умение видеть, понимать
и анализировать прекрасное, проводить тематические праздники с помощью родителей и детей.
Главная задача духовно-нравственного воспитания – это наполнить работу учащихся интересной,
разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества
личности. Главный результат данной задачи заключается в развитии нравственной
ответственности личности, готовности к самореализации, саморазвитию и нравственному
совершенствованию. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в соответствии
с общешкольным планом внеклассной работы, планами классных руководителей, опиралась на
ведущие направления. Для реализации данного направления были выбраны разнообразные
формы и приемы работы: экскурсии, спектакли, игры, выпуск стенгазет, создание проектов,
просветительская работа и много другое.
По результатам психолого-педагогического мониторинга поводом для беспокойства является
недостаточная сформированность нравственных и духовных качеств учащихся. Настораживает в
отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к
другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах, бережно относиться к
собственности, школьному имуществу.
Спортивно - оздоровительная работа.

Главная цель спортивно-оздоровительной работы - всестороннее развитие подрастающего
поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий любыми видами
физической культуры и спорта, профилактики заболеваний, вредных привычек и
правонарушений.
Одним из основных направлений деятельности школы является сохранение и укрепление
здоровья учащихся.
Каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по
формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и
нравственного здоровья учащихся. Учащиеся добиваются спортивных успехов во многих
спортивных состязаниях: эстафета , посвящѐнная празднику 9 мая, «Президентские состязания»,
районные соревнования по волейболу.
В школе накоплен интересный опыт проведения различных массовых физкультурно –
оздоровительных мероприятий с учащимися. Это традиционные мероприятия: «День здоровья»,
соревнования
по
волейболу,
баскетболу,
спартакиада,
«Спортивный
праздник»,
«Легкоатлетическая эстафета» и др.
При проведении Всероссийского Дня Здоровья были проведены часы общения и акции на темы:
«Мы выбираем жизнь», «Искусство быть здоровым!», «Берегите здоровье».
Результаты : по сдаче ГТО наши учащиеся получили 3 золотых значка, по приказу
Министерства физкультуры и спорта есть и учащиеся, которые получат и серебряные знаки
отличия по ГТО.
Духовно-нравственное воспитание.
Целью данного направления есть дальнейшее совершенствование и развитие
индивидуальных творческих способностей учащихся, развитие художественного вкуса, умение
видеть, понимать и анализировать прекрасное, проводить тематические праздники с помощью
родителей и детей.
Главная задача духовно-нравственного воспитания – это наполнить работу учащихся
интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества
личности. Главный результат данной задачи заключается в развитии нравственной
ответственности личности, готовности к самореализации, саморазвитию и нравственному
совершенствованию. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в соответствии
с общешкольным планом внеклассной работы, планами классных руководителей, опиралась на
ведущие направления.
Для реализации данного направления были выбраны разнообразные формы и приемы
работы: экскурсии, спектакли, игры, выпуск стенгазет, создание проектов, просветительская
работа.
По результатам психолого-педагогического мониторинга поводом для беспокойства
является недостаточная сформированность нравственных и духовных качеств
учащихся. Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность,
нетерпимость по отношению друг к другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах,
бережно относиться к собственности, школьному имуществу.
Экологическое и трудовое воспитание
Воспитанию любви и бережного отношения к природе способствовали мероприятия «Живи
родник!», классные часы «Земля — наш общий дом», «Судьба планеты в наших руках!»,
«Берегите эту землю! Берегите!», конкурс рисунков «Как прекрасна Земля и на ней человек!»
В осенний, зимний, весенний период коллектив школы, учащиеся продолжили работу по
благоустройству школьного двора – убирали территорию от мусора, были посажены саженцы
сирени, цветы, удалена сорная трава побелены деревья.

Профориентация
С учащимися 9 – 11 классов проводилась работа по профориентации, с этой целью были
организованы встречи с представителями ВУЗов, студентами. С учащимися начальной и средней
ступени организованы экскурсии на предприятия района.
Профилактика правонарушений
Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию
нравственных качеств учащихся, с целью предупреждения и профилактики правонарушений
несовершеннолетних в школе осуществлялась следующая деятельность:
- диагностическая работа: изучение детей и семей; составление психолого –педагогических
дневников на учащихся; наблюдение за адаптацией школьников 5-х классов; составление
социальных паспортов ученика, класса, школы; психолог школы проводит тестирование в классах
и школе по заявкам классных руководителей и администрации с выработкой рекомендаций и т. п.
- профилактическая: проведено 8 заседаний Совета профилактики. На заседания приглашались
учащиеся вместе с родителями, а также присутствовали члены родительских комитетов
классов. Вопросы (поведение, посещение, успеваемость), которые обсуждались на заседаниях
Совета профилактики, затем выносились на обсуждение в классы, далее отслеживалось
выполнение решений Совета профилактики членами родительского комитета. Родительский
комитет вместе с председателем, психологом посещали учащихся на дому, осматривали условия
проживания. На заседаниях Совета профилактики рассматривались вопросы по работе
с неуспевающими, нарушителями поведения, с детьми, пропускающими уроки без
уважительной причины.
Семьи (дети), на ранней стадии семейного неблагополучия (ВШУ)
Кол-во
Показатели семейного неблагополучия
семей в них детей
Социально – экономические:
1
1
 вынужденная безработица одного (обоих родителей)
 необеспеченность ребенка необходимыми вещами, расходование
средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.)
не по целевому назначению
 плохие жилищные условия
1
3
Медико-санитарные:
 системное бытовое пьянство
1
3
 хронические заболевания родителей и отягощенная
наследственность
 неправильное репродуктивное поведение семьи, особенно, матери;
1
3
 антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими
нормами.
 неухоженность и неопрятность детей, частая заболеваемость
Психолого-педагогические:
3
8
 отсутствие внимания к ребенку или недостаточный контроль со
стороны родителей
 применение к несовершеннолетнему антипедагогических мер
воздействия
 педагогическая несостоятельность родителей
 уклонение родителей от контактов со специалистами учреждения
образования
 постоянные семейные конфликты
 разрыв внутрисемейных связей
 систематическое уклонение несовершеннолетнего от обучения
 девиантное поведение несовершеннолетнего
Другие (с указанием)

Семьи (дети), находящиеся в социально опасном положении (ДЕСОП)
Кол-во
Показатели семейного неблагополучия
семей в них детей
Социально – экономические и социально- демографические:
 родители/дети имеют статус лиц «без определенного места
жительства»
 нежелание родителей работать
1
3
1
3
 пренебрежение жизненными интересами несовершеннолетнего,
отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных
принадлежностей.
 бродяжничество родителей, злостное уклонение от выполнения
родительских обязанностей, перекладывание ответственности на
родственников.
Медико-санитарные:
 алкогольная зависимость одного или обоих родителей
1
3
 наркотическая зависимость одного или обоих родителей
Психолого-педагогические:
 семьи
с
постоянными
деструктивными
эмоциональноконфликтными отношениями супругов, родителей и детей.
 полное равнодушие родителей, отсутствие внимания и заботы к
несовершеннолетнему
 вследствие безнадзорности со стороны взрослых, затяжные
пропуски несовершеннолетними занятий без уважительных
причин, посещение сект, наличие алкогольной или наркотической
зависимости, антиобщественное поведение.
 выявленные факты жестокого обращения с несовершеннолетними
(физического - наличие
постоянных синяков, травм,
ссадин;психического – ребенок запуган, замкнут и пр.)
Криминально-аморальные:
 наличие у членов семьи судимости
 аморальный и паразитический образ жизни родителей, вовлечение
ребенка в преступную деятельность и антиобщественное
поведение (попрошайничество, драки, скандалы, дебоши)
 изгнание ребенка из семьи
 выявление факта безнадзорности
 совершение несовершеннолетним противоправных действий
Другие (с указанием)

Работа с родителями.
Цель работы в данном направлении – установление тесного контакта с родителями, привлечение
родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении
школой.
В настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с
родителями: традиционные родительские собрания, участие в подготовке и проведении
общешкольных мероприятий, просвещение родителей и организация консультативной помощи в
воспитании детей.
В школе с родителями несовершеннолетних проводится следующая работа: индивидуальные
консультации, психолого-педагогическое просвещение и родительские собрания, знакомящие с
психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения,
психологией семейных отношений.
Результат: Практика показывает, что в работе с родителями были и есть трудности: не все
родители понимают значимость совместной работы с педколлективом, некоторые сознательно
уклоняются от воспитания детей, многие остаются сторонними наблюдателями.

ВЫВОД: Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру,
которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии
с ФГОС общего образования.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников,
которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что
позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений
обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».